МЕЖДУНАРОДНАЯ СТАЖИРОВКА СПЕЦИАЛИСТОВ КОЛЛЕДЖА– НЕ МЕЧТА, А РЕАЛЬНОСТЬ

rthrhr6tС 16 по 21 сентября 2019 года Московской школой управления СКОЛКОВО в рамках Международной программы содействия развитию систем среднего профессионального образования и рынков труда стран СНГ, Азии и Ближнего Востока была организована международная стажировка управленческих и педагогических работников системы среднего профессионального образования.

Ключевым партнером бизнес-школы СКОЛКОВО по организации и проведению стажировки выступил TSINGHUA UNIVERSITY – крупнейший университет Китайской народной республики, который занимает 17 место в глобальном рейтинге университетов QS World University Ranking 2019.

В России данная программа реализуется при поддержке Министерства финансов РФ, Министерства просвещения РФ, Министерства труда и социальной защиты РФ в рамках исполнения решений, утвержденных распоряжением Правительства Российской Федерации от 03.05.2015 г. №349-р «Об обеспечении комплекса мер, направленных на совершенствование системы среднего профессионального образования на 2015-2020 гг.».

Команда для прохождения стажировки была представлена 11 регионами России: г.Казань, Красноярск, Чебоксары, Комсомольск-на-Амуре, Хабаровск и др. От Республики Саха (Якутия) участие в международной программе приняли ФОМЕНКО ОКСАНА, заместитель директора по учебно-производственной работе, УРБАНОВА ЕЛЕНА, методист Многофункционального центра прикладных квалификаций, САЕНКО ВЕРА, преподаватель цифровых и информационно-коммуникационных технологий, и БИКЕТОВА ЕЛЕНА, преподаватель специдисциплин по автоматизации и цифровизации производственных процессов и производств.

Программа стажировки включала изучение для внедрение в региональную систему среднего профессионального образования опыта:

разработки образовательных программ с учетом быстроизменяющихся технологий (модульные и гибкие учебные планы, гибкие профессиональные стандарты, сотрудничество с работодателями);

организации практической части обучения (фаблабы, технопарки, проекты, наставничество);

оценки качества профессионального образования;

создания образовательной экосистемы.

В течение пяти дней были прослушаны лекции высококлассных профессоров:

- Реформирование системы высшего образования Китая (Профессор: QIAN Yingyi);

- Образовательные учреждения как экосистема: опыт Китая (Профессор: SUN Xiaobing);

- Цифровая экономика Китая и развитие навыков (Профессор: CHEN Yubo);

- Профессионально-техническое образование (Профессор: WANG Yangnan);

- Кейс Практический опыт создания учреждения профессионального образования (Профессор: MA Changjiang);

- Лекция Международный обмен в сфере образования (Профессор: ZHAO Lingshan).

Экскурсии для установления партнерских отношений были организованы в Пекинский политехнический колледж и Tomorrow Advancing Life.

Наши участники поделились своими впечатлениями:

Что больше всего запомнилось во время пребывания в Пекине?

- Первое впечатление, которое кстати только постепенно укреплялось в течение всего периода пребывания: Пекин – это движение, не хаотичное, а организованное с математической точностью. Минимум автомобилей и максимум вело- и мототранспорта, безаварийное движение, широкие тротуары, динамичные пейзажи, бесконечный поток людей, строительство новых зданий и высокая скорость смены картин для восприятия (Фоменко Оксана).

- Китай – вообще одно из красивейших государств Азиатского региона. Невозможно не влюбиться в величественную красоту городских пейзажей Пекина. На восходе солнца или в закате кажется, что каждый кирпичик, каждое деревце является символом и свидетельством многовековой культуры (Саенко Вера).

- Особенно отметить хочу гостеприимство и педантичность принимающей стороны в организации всех мероприятий. Великолепная кухня и высокий прием останется в памяти надолго (Урбанова Елена).

- Запомнились оживленные улицы и доброжелательность пекинцев, их желание помочь в решении вопросов ориентирования на местности (особенно – в метро). Но самое главное – это посещение оазиса древней культуры в центре самой густонаселенной столицы в мире, в котором сошлись история и современность, культура и традиции (Бикетова Елена).

Что отметили для себя в период стажировки?

- В первую очередь, интересную инфраструктуру системы образования, в том числе профессионального. В ней нашли отражение самые лучшие достижения системы профобразования нашей страны, западных стран, США. Важно здесь, что лучший иностранный опыт подготовки квалифицированных специалистов не скомпилирован, а переработан и адаптирован с учетом многовековой культуры и традиций КНР. В течение всего периода стажировки меня не покидало ощущение близости постановки и понимания путей решения проблем повышения качества профессионального образования. Для меня это значит, что та инноватика, которая стала частью повседневной профессиональной деятельности нашего Южно-Якутского технологического колледжа, это является частью мирового движения вперед (Фоменко Оксана).

- Основной задачей профессионального образования и залогом востребованности на рынке труда в условиях высокой конкуренции является формирование цифровой грамотности и информационной культуры студенчества. Цифровая среда сошла с картинок учебников и реализуется в полном объеме через строительство цифровых городов и организации цифровой инфраструктуры быта каждого человека. Профессиональное образование – это адаптор между традиционным знанием и новыми компетенциями (Саенко Вера).

- Тесная связь профобразования и производства, ориентация не на трудоустройство выпускника, а на прогноз через аналитику его спроса на рынке труда – это доминанты международной системы профобразования. Система подготовки не должна воспитывать, она должна способствовать выработке системы ценностных ориентиров для профессионального и карьерного развития наших обучающихся вне зависимости от уровня реализуемых в колледже программ профессионального образования и профессионального обучения (Урбанова Елена).

- Для себя я отметила, что творческое и критическое мышление как категории в эпоху цифровой трансформации системы профессионального образования не потеряли свою ценность. Их развитие – это основа программы формирования Soft и Hard skills. Уже сегодня я понимаю, что интеллектуальная любознательность способна двигать человека вперед. Я по-новому смотрю сегодня на систему профобразования. Она не готовит победителей конкурсов разного уровня, она готовит востребованных выпускников, которые смогут адаптироваться к любым изменяющимся условиям организации производства, в том числе в условиях внедрения технологий будущего» (Бикетова Елена).

C каким багажом вернулись в колледж?

- Переход промышленной экономики в цифровую достаточно сложен по своей природе. В нашу жизнь входят прочно новые понятия, без которых коммуникация уже не может быть успешной. Моя задача как педагога – уйти от традиционного содержания курсов по информационно-коммуникационным технологиям. Молодое поколение будущих профессионалов нуждается в новом содержании, в котором ядром будут такие понятия как big-data, интернет вещей, промышленный интернет, business to business, business-to-consumer и многое другое. Сегодня становится понятно, что залог успеха профессионала – умение работать с большим объемом информации, анализировать и извлекать то, что позволит повысить качество жизни. Уже сегодня - это обо мне и моих студентах (Саенко Вера).

- Есть не только желание, но и намечены этапы перестройки образовательных программ, в которых место найдется и практическим экзаменам, и новым технологиям обучения (case study, flipped classroom и т.п.) и др. Ведь не только в систему среднего профессионального образования, но и в каждую программу профессионального обучения важно внедрить дисциплины, которые будут способствовать формированию цифровой и информационной грамотности, умению работать в команде, управлять проектами и строить карьеру. Отрадно, что такой опыт есть уже сегодня в нашем колледже. Можно сказать, что разрабатывая флагманскую программу «Управление цифровыми процессами в горнодобывающей отрасли» несколько месяцев назад мы не просто чувствовали необходимость перемен, но и на сегодняшний день строим процесс обучения по-новому (Урбанова Елена).

- Я отмечаю необходимость и вижу пути внедрения современных технологий обучения для подготовки специалистов среднего звена и квалифицированных рабочих кадров для горнодобывающей и энергетической отраслей. Передача знаний через учебник – прошлый век, использование интерактивной доски и лабораторных стендов – скучно, а вот развитие критического мышления студентов, стимулирование их мотивации к постановке вопросов, которые будут трамплином в профессиональном саморазвитии, развитие компетенций аналитической работы с большим объемом данных и обработки профессионально значимой информации через формирование личностной потребности в саморазвитии – это день сегодняшний и мостик в завтра (Бикетова Елена).

- А я скажу кратко: хочу сделать нашу систему среднего профессионального образования и профессионального обучения в отдельно взятом самом большом колледже Республики Саха (Якутия) лучше и качественней. На протяжении трех последних лет мы занимаемся проектированием современной и жизнеспособной в будущем архитектуры и инфраструктуры образовательной среды. В ближайшей перспективе – изменение подходов к оценке качества профессионального образования, внедрение плейлистов спецкурсов и спецдисциплин, систематизация траекторий образовательной парадигмы внутри технологического профиля, упрочение практикоориентированности и внедрение цифровых форматов организации образовательного процесса. Уже сегодня есть команда, которая сможет принять активное участие в разработке программы развития нашего колледжа на ближайшие 5 лет (Фоменко Оксана).

Особые слова благодарности были высказаны в адрес руководителя команды Сколково Валерии Довгальской за предоставленную возможность соприкоснуться с одним из лучших опытов развития системы профессионального образования и огромную заботу в период стажировки, и директора ГАПОУ РС (Я) «Южно-Якутский технологический колледж» Ирины Подмазковой, которая не только взращивает управленческие и педагогические таланты, но и сама являясь приверженцем инновационного пути развития, создает все условия для стимулирования профессионального саморазвития коллектива и профессионального становления обучающихся.

thrrthrh trhhrthrth

Администрация ГАПОУ РС (Я)

«Южно-Якутский технологический колледж»

 

v